Мизерикордия
О театре "Ильхом"
Главная » Культура » Театральная отдушина Узбекистана
«Washington Times»
Театральная отдушина Узбекистана
среда, 1 августа 2012 г. 0:22:34
Процветание узбекского театра на опасной сцене
Ташкент, Узбекистан. Правозащитные группы назвали Узбекистан одним из самых репрессивных режимов в мире. Пожалуй, эта центрально-азиатская страна станет последним местом, от которого можно было бы ожидать процветания экспериментальной театральной труппы.
Тем не менее, уже на протяжении почти 30 лет ташкентский театр «Ильхом» считается сильным и продолжает обыгрывать такие спорные темы, как сексуальность и государственные репрессии.
«В нашем обществе есть много табу. Когда зрители видят запрещенные темы на сцене, они пугаются. Но если вы не будете обыгрывать запрещенные темы, то люди останутся в своем замкнутом мире», сказала одна из актрис и основателей театра «Ильхом» Марина Турпишева.
Театр «Ильхом» («Вдохновение» на узбекском языке) был основан Марком Вайлем в 1976 году. Несмотря на большое расстояние от Москвы, во времена Советского Союза театр процветал. Ташкент был центром для интеллектуалов и художников, а театр Вайля, который находился в подвале гостиницы, стал мгновенным хитом, который вскоре начал ездить по всему Советскому Союзу.
В 1991 году Вайль основал актерскую школу и труппу «Ильхом», а также начал сотрудничать с театрами города Сиэтл, штат Вашингтон – городом-побратимом Ташкента.
«Театр «Ильхом» играл ведущую роль в гласности и культурном открытии, которые привели к концу Советского Союза. Но Узбекистан стал более репрессивным по сравнению с режимом, который был во времена Советского Союза», сказал бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей.
На сегодняшний день в Узбекистане нет свободных СМИ, а оппозиционные политики сталкиваются с преследованиями и арестами. Правительство Узбекистана демонизировало Интернет, социальные сети и нетрадиционные стили музыки. Также узбекское правительство выступает против влияния Запада.
Страх перед репрессиями
«Правительство боится того, что западные концепции свободы могут породить в Узбекистане радикальные или правильные идеи, и что в конечном итоге появится поколение молодых людей, которые увидят все лицемерие системы и начнут поднимать шумиху», сказал выпускник актерской школы «Ильхом» Тайлер Полумски.
Источники из театрального сообщества утверждают, что отношения театра с властями Узбекистана в лучшем случае напряженные.
«Единственное, что удерживает чиновников от закрытия театра - это страх навлечь международный резонанс», сказал один источник, попросивший не называть его имени, поскольку театр придерживается политики дипломатического молчания, когда речь касается комментариев правительства.
Правительство отговаривает узбекских актеров работать с театром «Ильхом», который никогда не приглашают на национальный театральный фестиваль «Theatre.UZ».
Ташкентский журналист, попросивший не называть его имени, рассказал, что члены группы «Духовность и просвещение», которые пропагандируют правительственные идеи, часто посещают спектакли «Ильхом», чтобы запугать зрителей. «Все знают, кто они. Они записывают, что они видят и слышат, в свои блокноты, и отчитываются перед своими боссами. Они хотят посеять страх в театре», добавил журналист. По его словам, студенты и общественные работники рискуют потерять свои рабочие места, если их заметят в театре «Ильхом».
Проблемы театра
В одной постановке театра «Ильхом» под названием «Белый, белый, черный аист» молодой мужчина, который играет главного героя, вынужден жениться после того, как он признается в любви к своему отцу. Сексуальность и однополая любовь является запрещенной темой для разговоров в преимущественно консервативном мусульманском обществе Узбекистана.
Но актеры утверждают, что они не хотели обидеть общество. «Мы не пытаемся спровоцировать людей на подобную реакцию. Мы просто интерпретируем мир, в котором мы живем, и наш взгляд на суть разных вещей», сказал актер театра «Ильхом» Вячеслав Цзю.
Первый центрально-азиатский независимый кинофестиваль (CAFIF), который состоялся в театре «Ильхом» в июне, вызвал негодование узбекского правительства. Было показано более 40 фильмов, в том числе документальные фильмы о судьбе афганских беженцев и отношении к людям с ограниченными возможностями в Центральной Азии, а также портрет узбекского актера, который профессионально сыграл двойника Гитлера.
«Мы увидели негативные образы. Мы ощутили разные эмоции. Не было гламурных, позитивных образов, которые мы видим каждый день в официальных фильмах», сказал сидевший в жюри кинофестиваля CAFIF Алекс Улько. «Были показаны картины разрушений, нищеты, пьянства, торга и так далее. Люди устали от сладких изображений, которые показывает нам правительство на экране», добавил он.
Но описания жизни в Узбекистане, как правило, не находят понимание у узбекских властей. В 2010 году фотограф Умида Ахмедова была признана виновной в клевете за свои фотографии, на которых она показала сельскую жизнь. Правительство Узбекистана заявило, что в своих фотографиях она изобразила страну как место, в котором «живут люди из средневековья».
После кинофестиваля театр «Ильхом» был осажден звонками из Министерства культуры. Чиновники министерства требовали объяснений. Также в театре продолжаются финансовые проверки.
«Театр похож на живой организм»
Над театром «Ильхом» не первый раз нависает угроза. В 2007 году основатель театра Вайль был убит на ступеньках своего дома. «После убийства Марка Вайля я чувствую опасность. Вся труппа чувствует это. Никто не знает, что может произойти, тем более, мы не знаем, кто это сделал и почему», сказал художественный руководитель «Ильхом» Борис Гафуров.
В прошлом году за убийство Вайля были осуждены трое мужчин. По официальной версии, они были оскорблены одной постановкой Вайля. Но многие считают, что мужчины стали козлами отпущения. «Я со всей уверенностью могу сказать, что трое мужчин, которые были осуждены за убийство Вайля, не были его убийцами», сказал Мюррей, который знал лично Вайля. «Это тоталитарный режим. Люди, которые выступают против правительства, будут страдать от насилия. Это правда про эту страну», добавил он.
Высокие показатели эмиграции Узбекистана представляют огромные проблемы для театра «Ильхом». Десять процентов узбеков работают за рубежом, а молодые творческие и талантливые узбеки предпочитают делать свою карьеру в более открытом обществе.
Но Полумски настаивает на том, что новаторский дух театра будет продолжать вести его вперед. «После смерти Вайля у театра были тяжелые и хорошие времена. Но любой театр похож на живой организм. Он живет по собственным правилам», сказал он.
Полумский говорит: «Вайль задал направление, а люди, которые играют в театре, прилагают большие усилия для того, чтобы театр держал свой прежний курс и не стал реликвией. Поиск чего-то свежего и нового по-прежнему лежит в основе всего этого».
«Washington Times», 31 июля 2012 года
Перевод – «InoZpress.kg»
Главная » Культура » Театральная отдушина Узбекистана
«Washington Times»
Театральная отдушина Узбекистана
среда, 1 августа 2012 г. 0:22:34
Процветание узбекского театра на опасной сцене
Ташкент, Узбекистан. Правозащитные группы назвали Узбекистан одним из самых репрессивных режимов в мире. Пожалуй, эта центрально-азиатская страна станет последним местом, от которого можно было бы ожидать процветания экспериментальной театральной труппы.
Тем не менее, уже на протяжении почти 30 лет ташкентский театр «Ильхом» считается сильным и продолжает обыгрывать такие спорные темы, как сексуальность и государственные репрессии.
«В нашем обществе есть много табу. Когда зрители видят запрещенные темы на сцене, они пугаются. Но если вы не будете обыгрывать запрещенные темы, то люди останутся в своем замкнутом мире», сказала одна из актрис и основателей театра «Ильхом» Марина Турпишева.
Театр «Ильхом» («Вдохновение» на узбекском языке) был основан Марком Вайлем в 1976 году. Несмотря на большое расстояние от Москвы, во времена Советского Союза театр процветал. Ташкент был центром для интеллектуалов и художников, а театр Вайля, который находился в подвале гостиницы, стал мгновенным хитом, который вскоре начал ездить по всему Советскому Союзу.
В 1991 году Вайль основал актерскую школу и труппу «Ильхом», а также начал сотрудничать с театрами города Сиэтл, штат Вашингтон – городом-побратимом Ташкента.
«Театр «Ильхом» играл ведущую роль в гласности и культурном открытии, которые привели к концу Советского Союза. Но Узбекистан стал более репрессивным по сравнению с режимом, который был во времена Советского Союза», сказал бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей.
На сегодняшний день в Узбекистане нет свободных СМИ, а оппозиционные политики сталкиваются с преследованиями и арестами. Правительство Узбекистана демонизировало Интернет, социальные сети и нетрадиционные стили музыки. Также узбекское правительство выступает против влияния Запада.
Страх перед репрессиями
«Правительство боится того, что западные концепции свободы могут породить в Узбекистане радикальные или правильные идеи, и что в конечном итоге появится поколение молодых людей, которые увидят все лицемерие системы и начнут поднимать шумиху», сказал выпускник актерской школы «Ильхом» Тайлер Полумски.
Источники из театрального сообщества утверждают, что отношения театра с властями Узбекистана в лучшем случае напряженные.
«Единственное, что удерживает чиновников от закрытия театра - это страх навлечь международный резонанс», сказал один источник, попросивший не называть его имени, поскольку театр придерживается политики дипломатического молчания, когда речь касается комментариев правительства.
Правительство отговаривает узбекских актеров работать с театром «Ильхом», который никогда не приглашают на национальный театральный фестиваль «Theatre.UZ».
Ташкентский журналист, попросивший не называть его имени, рассказал, что члены группы «Духовность и просвещение», которые пропагандируют правительственные идеи, часто посещают спектакли «Ильхом», чтобы запугать зрителей. «Все знают, кто они. Они записывают, что они видят и слышат, в свои блокноты, и отчитываются перед своими боссами. Они хотят посеять страх в театре», добавил журналист. По его словам, студенты и общественные работники рискуют потерять свои рабочие места, если их заметят в театре «Ильхом».
Проблемы театра
В одной постановке театра «Ильхом» под названием «Белый, белый, черный аист» молодой мужчина, который играет главного героя, вынужден жениться после того, как он признается в любви к своему отцу. Сексуальность и однополая любовь является запрещенной темой для разговоров в преимущественно консервативном мусульманском обществе Узбекистана.
Но актеры утверждают, что они не хотели обидеть общество. «Мы не пытаемся спровоцировать людей на подобную реакцию. Мы просто интерпретируем мир, в котором мы живем, и наш взгляд на суть разных вещей», сказал актер театра «Ильхом» Вячеслав Цзю.
Первый центрально-азиатский независимый кинофестиваль (CAFIF), который состоялся в театре «Ильхом» в июне, вызвал негодование узбекского правительства. Было показано более 40 фильмов, в том числе документальные фильмы о судьбе афганских беженцев и отношении к людям с ограниченными возможностями в Центральной Азии, а также портрет узбекского актера, который профессионально сыграл двойника Гитлера.
«Мы увидели негативные образы. Мы ощутили разные эмоции. Не было гламурных, позитивных образов, которые мы видим каждый день в официальных фильмах», сказал сидевший в жюри кинофестиваля CAFIF Алекс Улько. «Были показаны картины разрушений, нищеты, пьянства, торга и так далее. Люди устали от сладких изображений, которые показывает нам правительство на экране», добавил он.
Но описания жизни в Узбекистане, как правило, не находят понимание у узбекских властей. В 2010 году фотограф Умида Ахмедова была признана виновной в клевете за свои фотографии, на которых она показала сельскую жизнь. Правительство Узбекистана заявило, что в своих фотографиях она изобразила страну как место, в котором «живут люди из средневековья».
После кинофестиваля театр «Ильхом» был осажден звонками из Министерства культуры. Чиновники министерства требовали объяснений. Также в театре продолжаются финансовые проверки.
«Театр похож на живой организм»
Над театром «Ильхом» не первый раз нависает угроза. В 2007 году основатель театра Вайль был убит на ступеньках своего дома. «После убийства Марка Вайля я чувствую опасность. Вся труппа чувствует это. Никто не знает, что может произойти, тем более, мы не знаем, кто это сделал и почему», сказал художественный руководитель «Ильхом» Борис Гафуров.
В прошлом году за убийство Вайля были осуждены трое мужчин. По официальной версии, они были оскорблены одной постановкой Вайля. Но многие считают, что мужчины стали козлами отпущения. «Я со всей уверенностью могу сказать, что трое мужчин, которые были осуждены за убийство Вайля, не были его убийцами», сказал Мюррей, который знал лично Вайля. «Это тоталитарный режим. Люди, которые выступают против правительства, будут страдать от насилия. Это правда про эту страну», добавил он.
Высокие показатели эмиграции Узбекистана представляют огромные проблемы для театра «Ильхом». Десять процентов узбеков работают за рубежом, а молодые творческие и талантливые узбеки предпочитают делать свою карьеру в более открытом обществе.
Но Полумски настаивает на том, что новаторский дух театра будет продолжать вести его вперед. «После смерти Вайля у театра были тяжелые и хорошие времена. Но любой театр похож на живой организм. Он живет по собственным правилам», сказал он.
Полумский говорит: «Вайль задал направление, а люди, которые играют в театре, прилагают большие усилия для того, чтобы театр держал свой прежний курс и не стал реликвией. Поиск чего-то свежего и нового по-прежнему лежит в основе всего этого».
«Washington Times», 31 июля 2012 года
Перевод – «InoZpress.kg»